История НТВ. Часть 3

В наследство Йордану досталось почти полностью разоренное хозяйство. Канал покинула большая часть ведущих журналистов, которых было принято считать лицами НТВ. Вместе с ними ушли и операторы, редакторы, другие телевизионные специалисты. В апреле 2001 года рейтинги стали падать, а в мае НТВ уже заметно отставало от ОРТ и РТР.



2001 — 2003 гг. «Новое» НТВ

Но постепенно ситуация стала выравниваться. С ТВ-6 на НТВ вернулась часть журналистов.

Неприятности Бориса Йордана, который сначала регулярно ездил на совещания в Кремль, общался с министром печати Михаилом Лесиным и поддерживал нормальные отношения с председателем ВГТРК Олегом Добродеевым, начались именно с переманивания менеджеров ОРТ. Потеря менеджеров, говорят, страшно разозлила гендиректора Константина Эрнста. Ссора с Эрнстом, который пользуется личным расположением президента, была первой крупной ошибкой Йордана.

Твердость Йордан продемонстрировал, и когда выкупил у Владимира Гусинского права на 500 часов отечественных сериалов («Менты», «Агент национальной безопасности», «Гражданин начальник» и другие). Этот пакет очень хотели приобрести ОРТ и ТВС и долго торговались с Гусинским. Но НТВ заплатило почти в три раза больше (называли сумму $23 млн) и перебило предложения конкурентов.

Важным фактором успехов НТВ было то, что финансовые вопросы руководством телеканала решались при активной поддержке «Газпрома». НТВ, как главный медиа-актив газовиков, практически не знало отказа в деньгах. Йордан переплачивал не только за сериалы.

Вторая ошибка была в том, что Йордан, в отличие от конкурентов с других каналов, лично не контролировал работу своих журналистов. Кремль мог быть уверен, что ни Эрнст, ни Добродеев не допустят оплошностей в своем эфире. А извинения гендиректора НТВ (следующие всегда постфактум) за недочеты журналистов означали, что на Йордана нельзя положиться.

«Норд-Ост» стал последней каплей в чаше терпения президента. Вопреки запретам Кремля НТВ показало штурм здания в прямом эфире. На встрече с главными редакторами центральных СМИ, Путин заявил, что «один из федеральных каналов сознательно игнорировал договоренности с Минпечати и спецслужбами» и что канал не думал о своих согражданах, а пытался повысить рейтинг, то есть заработать деньги.

В начале 2003 года новым гендиректором «Газпром-медиа» стал Александр Дыбаль, а НТВ возглавил его бывший заместитель по департаменту информационной политики «Газпрома» 34-летний врач-пульмонолог Николай Сенкевич, сын знаменитого телеведущего Юрия Сенкевича.

В этот период канал начал более активный показ телесериалов. Между Парфёновым и новым руководством произошёл конфликт, когда ведущий поставил в свою еженедельную программу «Намедни» скандальное интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Александр Герасимов, заместитель гендиректора, издал приказ, запрещающий ставить этот сюжет в эфир, чтобы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в этом убийстве. Парфёнов отказался выполнять указание и опубликовал текст приказа в газете «КоммерсантЪ». В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики и закрыли программу Парфёнова. Летом 2004 года с канала исчезли также Михаил Осокин и Татьяна Миткова, были закрыты программы «Свобода слова» и «Красная стрела».

Елена Савина начинала работать выпускающим редактором еще на советском телевидении, в 80-х гг. После крушения режима она устроилась на НТВ — частный телеканал, основанный медиа-магнатом Владимиром Гусинским. Савина излагает свою точку зрения о состоянии информационного телевещания в России: «Мы включили механизм самоцензуры. Десять лет назад мы готовы были умереть, но добыть информацию. Сегодня какие-то вещи мы даже не пытаемся делать, потому что знаем, что их все равно не разрешат. Раньше мне передавали пожелания Гусинского после передачи. Теперь мне говорят о том, чего хочет Кремль еще до эфира».

2003 — 2007 гг. НТВ — скандалы, интриги, расследования

Для НТВ телевизионный сезон 2003-2004 годов, связанный с непосредственным руководством Сенкевича, мягко говоря, не задался. По сравнению с предыдущими годами динамика рейтингов скорее отрицательная, отставание от Первого и «России» все более значительное, а на пятки уже наступает сетевой развлекательный канал СТС. С шумом закрыта «Намедни» — одна из самых рейтинговых программ не только НТВ, но и российского телевидения в целом.

На фоне этих событий в последние месяцы все чаще обсуждался уход Николая Сенкевича с поста главы НТВ. Сенкевич ушел. Но вовсе не вниз, а вверх — на повышение. Руководство газового монополиста посчитало главным виновником неудачного управления НТВ не гендиректора телекомпании, а руководителя холдинга «Газпром-Медиа» Александра Дыбаля. Год оказался неудачным не только для НТВ, но и в целом для «Газпром-Медиа» — впервые за многие годы холдинг оказался практически без прибыли. Это и привело к смещению с поста Дыбаля, в чье кресло перемещается Николай Сенкевич. Теперь он отвечает за информационную политику не только НТВ, но и других СМИ, входящих в холдинг: радиостанции «Эхо Москвы», «ТНТ-телесеть» и нескольких печатных изданий.

В 2004 году пост генерального директора НТВ занял Владимир Кулистиков. Он работал на НТВ с 1996 по 2002 год с небольшими перерывами, возглавлял информационную службу канала НТВ, был заместителем генерального директора. В 2002 году Кулистиков стал зампредседателя ВГТРК и занимал пост главного редактора «Вестей».


Владимир Кулистиков

В коридорах НТВ к новым назначениям отнеслись философски. «Мертвому пожар не страшен» и «Старый конь борозды не портит», — говорили сотрудники в частных беседах. «НТВ стало подразделением гостелевидения», — сообщил журналист Владимир Кара-Мурза.

Владимир Кулистиков взял твердый экономический курс. «Мой предшественник — доктор Сенкевич излечил НТВ от врожденной болезни, — заявил он в интервью газете «КоммерсантЪ». — Эта врожденная болезнь НТВ состояла в том, чтобы жить не по средствам, и своей финансовой несостоятельностью шантажировать «Газпром» и Кремль».

Кулистиков провозгласил НТВ коммерческой компанией, очень жестко нацеленной на производство рейтингов, которые дают возможность получать компании прибыль. Рыночный критерий стал определяющим в деятельности НТВ.

Поскольку идеальный образ журналиста — образ борца за идею, нарисованный «старым» НТВ, навсегда ушел в прошлое, возникла новая концепция профессии «репортер». Степень профессионализма стала измеряться тем, насколько хорошо журналист выполняет поставленную перед ним задачу. И востребованными оказались программы, в которых видна реальная репортерская работа.

Флагманом современного телевидения стала «Программа Максимум» и различные ее «клоны»: «Русские сенсации», «Профессия-репортер», «Чистосердечное признание». НТВ сделало ставку на активное восприятие и, соответственно, на более современную, мобильную аудиторию, которая может воспринимать этот ритм. Это достигается за счет так называемого «тарантиновского» монтажа, где картинка должна как бы «подсаживать» телезрителя, за счет работы с текстом — максимум информации в минимуме слов, за счет модификации самого процесса съемок — журналист вешает на своего героя радио-микрофон и старается его расслабить, чтобы поймать в объектив «кусок жизни». Такие программы в агрессивном стиле, стиле «трэш» (в буквальном переводе с английского — «мусор») стали лидерами проката.

«Не считаю, что телевидение сейчас является главным источником информации. — говорит Владимир Кулистиков. — Это всего лишь средство особо поданной информации, в удобной, приятной и интересно-занимательной для зрителя манере. Телевидение делает шоу...»

Шеф-редактор «Программы Максимум» Сергей Евдокимов копает глубже: «Трэш — это наша форма примирения с реальностью. С другой стороны, особая, оригинальная форма подачи. Ведь если ты делаешь что-то в такой скандальной, шутовской манере, то тебе никто не будет говорить: «Вот тут надо сказать, что на самом деле детская проституция — это плохо, но партия «Единая Россия» борется за какие-то там национальные проекты по ее искоренению...». Никому просто это в голову не придет. Мы себя таким образом ограждаем от этого внешнего давления и контроля. Шутов при королях никто не воспринимал всерьез, а между тем они говорили очень умные вещи. На самом деле трэш сейчас — это умное телевидение и чуть ли не самая свободная его форма, которая возможна».

2007-2008 гг. НТВ — планы на будущее

Новая политика руководства себя оправдывает. Современное НТВ, как и в 90-е, — один из самых смотримых телеканалов России. Насколько это позволяют цензура и пропаганда, их журналисты самые дотошные, а новости — самые живые. Стиль НТВ копируют региональные телеканалы. Профессионализм был и остается главным козырем канала.

«Живем по средствам, постоянно увеличиваем наши доходы и более того, сокращаем долг...» — хвастает Кулистиков. Такое положение дел позволяет НТВ заняться серьезными проектами. В ближайшем будущем в планах компании — строительство огромного телецентра, которое обойдется не меньше чем в полмиллиарда долларов.

Это будет «светящееся как алмаз» (покрытое тонкой светодиодной паутиной) здание на Новомосковской улице, рядом с «Останкино». Оригинальный проект выполнен немецкими архитекторами. В скором будущем это будет один из самых больших и самых современных телекомплексов в Европе.

По материалам:
www.kommersant.ru/articles/2007/kulistikov.html
www.novayagazeta.ru/data/2006/85/23.html
tvoygolos.narod.ru/klio/2003.10.06.htm
tv6.h1.ru/ntv/takeover.php
www.compromat.ru/main/jordan/neotsuda.htm
blogs.novgaz.ru/users/1720957/blog/
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%A2%D0%92
gazeta.aif.ru/online/aif/1068/08_01
www.inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/213628.html
www.mediaatlas.ru/whoiswho/?a=view&id=1143
www.novayagazeta.ru/data/2004/48/18.html
  • 0

Комментарии (5)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.