Современные россияне - общество потребителей

С развалившейся карусели под названием «СССР» люди слезли с ощущением того, что мир в крайней степени ненадежен. А некоторые — еще и с осознанием, что пока они дрыгали ножками и визжали от восторга, кое-кто тырил из карусельки запчасти.



С этого массового открытия глаз в России началось зарождение общества потребителей. Нарисовалась новая формация жизни: имей сейчас, сколько сможешь, а завтра что-нибудь придумаем — если оно наступит.

Но потреблять много в постсоветском хаосе было опасно. Запросто можно было найти себя утром в кровати изувеченным и задушенным. Тогда самые жадные и умные обратили свой взгляд на запад. И увидели идеальную модель потребительского рая: законопослушное стадо, обменявшее мятежные духовные поиски на сытое существование.

Голодных россиян начали разворачивать лицом к упитанным «буржуям». Показали фильмы про мир, где никто не работает, при этом все богаты, красивы и целыми днями рассуждают о любви и смысле жизни. Подсадили на Pepsi, Marlboro и bubble-gum. И спросили: «Хочешь, народ, и ты жить также?» «Хочу...» — простонал народ.

Год 2008: еще чуть-чуть и прямо в рай…

То, что происходит сегодня в сфере потребительского кредитования — революция, которую западные страны переживали после Второй мировой войны. Люди покупают в кредит все: от миксера, до бизнеса.

Число автомобилей на душу населения за последние несколько лет удвоилось.

У женской половины появились две новые проблемы: некуда вешать и нечего надеть. Мода меняется быстрее, чем успевают изнашиваться вещи.

Раз в год моя встреча с бывшими однокурсниками начинается с вопроса: «Где ты сейчас?» Работаешь, в смысле. Новые наименования ООО никого не удивляют: все включились в гонку за большими деньгами, чтобы было на что потреблять.

На пьедестал жизненных ценностей вышла карьера. «Наше поколение замуж не выходит», — вздыхает моя подруга. К 25 годам из 33 моих однокурсниц мужа имеют 7, ребенка — 4.

А по телевизору ежедневно провозглашают все новые достижения российской экономики. «Хотите продолжать в том же духе? Тогда голосуйте за нашего кандидата!» Кандидат, согласно данным мониторинга, уже в приличном отрыве от своих соперников.

От добра добра не ищут. Потребности общества удовлетворены: нам дали хлеба (полки гипермаркетов ломятся от обилия продуктов) и зрелищ (в каждом доме — несколько телевизоров с несколькими десятками каналов). Мы получили свободу передвижения: любой среднестатистический россиянин теперь может провести отпуск в приличном отеле Турции или Египта, где еще больше телеканалов и жратвы.

Мы — идеальные подданные государства: инакомыслие больше не подавляется, а просто становится не актуально. Большинство людей довольно существующим положением вещей или живет по принципу «лишь бы не было хуже». Общество стремится к материальному прогрессу и процветанию любой ценой. А голос, выражающий сомнение в целесообразности подобного прогресса, обречён оставаться «гласом вопиющего в пустыне».

И овцы целы, и волки сыты

Думаете, в эшелонах власти собрались сильно умные манипуляторы? На самом деле, те же потребители, только более хитрые. Вся страна живет по принципу «после нас хоть потоп».

Все источники нашего благосостояния по-прежнему нефть и газ. Ошалевшее от нефтедолларов государство разбазаривает запасы «черного золота», которых по самым оптимистичным прогнозам хватит на 50 лет. По мнению же специалистов, к 2015 году мы должны быть готовы покупать нефть за рубежом.

Все больше денег вываливается на внутренний рынок, и этот ураганный спрос приходится покрывать импортом. Ибо потребительский бум в стране никак не подкрепляется собственным производством. Точнее собственное производство очень хочет, но не может конкурировать с иностранными ценами. Что отнюдь не лучшая заявка на стабильность и сохранение темпов роста в будущем.

При этом государственные мужи пытаются убедить нас в устойчивости нашей экономики. Дескать, с внешними долгами страна почти расплатилась, а золотовалютные резервы и Стабфонд гарантируют российской экономике независимость от любых потрясений.

В то время как госкорпорации ведут весьма активную кредитную жизнь. На сегодняшний день они должны иностранным кредиторам около 300 миллиардов долларов. Как правило, эти деньги идут не на расширение бизнеса и увеличение оборотного капитала, а на скупку других активов, которые в свою очередь требуют новых вложений. В ближайшее время корпоративный долг может превысить объемы всех наших хваленых резервов.

Про экологию я вообще молчу. Ее трудно продавать, поэтому она мало кому интересна.

Куды бечь?

Что самое интересное, общество потребителей осознает масштабы своего «морального разложения». И даже пытается с ним бороться, ударяясь в метафизику или религию.

Сильным мира сего ничто человеческое тоже не чуждо. Они придумали самый оригинальный способ борьбы с хапательным пороком — дауншифтинг. Это когда преуспевающий магнат вдруг слезает с нефтяной иглы и отправляется на поиски гармонии с миром.

Вскоре журналисты находят его на Гоа в позе лотоса, с ноутбуком, спутниковым интернетом и в рубашке из натурального шелка, подключающимся к мировому разуму. Он вещает в камеру: «Чуваки, я постиг: бизнес, мля, это отстой, а духовное просветление, это, сука, круто».

Иной раз так хочется убежать от всего этого дерьма. Пусть не на Гоа, а на хутор хотя бы. Но опять же, как-нибудь так убежать, чтобы устроиться с максимальным комфортом…

Это вообще лечится, а?
  • 0

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.