История НТВ. Часть 1

Впервые НТВ вышло в эфир всего на полчаса в день и далеко не на самом главном канале — на пятом, питерском. То был 1993-й год, когда в стране существовало только две частные телекомпании — 2х2 и ТВ6, обе развлекательного характера, и два «серьезных» канала, где музыку заказывал Кремль. Журналисты государственного телевидения устали от цензуры, пропаганды и безденежья. А олигархи имели большие деньги и большое желание заказывать свою музыку. Амбиции пересеклись в кабинете бизнесмена Владимира Гусинского.


1993 год. Рождение НТВ

Владимир Гусинский — владелец «Мост-Банка», успешный предприниматель, в те времена как раз начинал активно «засевать» медиа-поле. Под его знаменами в Москве появилась ежедневная газета «Сегодня», в которой ему удалось собрать много ярких журналистских имен.

Главный редактор первого канала Олег Добродеев и его друг, ведущий Евгений Киселев, приехали к Гусинскому с просьбой о финансировании программы «Итоги». Они решили покинуть надежную государственную гавань и пуститься в самостоятельное плавание. В итоге корифеи отечественного телевидения получили не просто программу, а предложение создать новую телекомпанию, целый канал.

Владимир Гусинский

На должность генерального директора было решено пригласить Игоря Малашенко. Киселев и Добродеев работали с ним на Первом канале, где он руководил телевидением, пока его оттуда не выжили. Для Гусинского НТВ на первых порах было все-таки дорогой игрушкой, к которой он то проявлял интерес, то терял его. Малашенко же оказался очень организованным человеком. В первые, самые трудные месяцы существования НТВ, он мог, не вставая из-за стола, работать весь день до позднего вечера, потом поехать на деловой ужин, чтобы в девять или десять утра на следующий день снова быть на рабочем месте.

Среди отцов-основателей НТВ был еще режиссер Алексей Цыварев, помогавший сколачивать коллектив нового канала. Государственное телевидение, несмотря ни на что, воспринималось большинством людей телевизионного цеха как символ стабильной жизни, где есть надежный кусок хлеба. А тут надо было уговорить лучших профессионалов уйти, по сути дела, в никуда, в какую-то шарашкину контору, еще не имевшую эфира, к какому-то Гусинскому, про которого уже тогда в газетах иногда писали неизвестно что. А люди операторского, режиссерского, видеоинженерного цехов гораздо большие консерваторы и гораздо меньшие революционеры-демократы, чем журналисты — ведущие, корреспонденты, редакторы. Задача соблазнить их переходом на НТВ была под силу только такому человеку, как Алексей Цыварев — шутнику, балагуру и душе компании.

1993 — 1996 гг. НТВ — не значит «независимое телевидение»

Аббревиатуру для нового телевидения придумал Игорь Малашенко. Кто-то предложил расшифровать «Н» как «независимое», но все дружно заявили, что это безумно претенциозно. Предлагались другие варианты — «негосударственное», «наше». В результате твердо договорились не расшифровывать вообще никак.

Создание НТВ было прорывом. Журналистам платили по 500 долларов в месяц — в те времена это были огромные деньги. Им предоставили максимум свободы. И они создали лучший телеканал в России. НТВ стало самой модной, самой продвинутой телекомпанией. Это была элита конца советской эпохи, особенно ненавидевшая существовавшие тогда ограничения.

Через год после появления канала, в 1994, Россия ввела войска в Чечню. Это была первая полномасштабная война новой независимой России, и ее освещение на НТВ было беспрецедентным: энергичные, безжалостные и — до определенной степени — объективные репортажи.


НТВ стало главным источником информации о войне. Его материалы приобретали BBC и CNN. НТВ завоевало уважение и доверие российских зрителей и удвоило свою аудиторию.

НТВ сделало скандальные репортажи своим козырем. Стараясь сохранять независимость, неся критический заряд, сообщая людям новости, которые власть хотела бы замолчать, они пытались защитить свой бизнес. Любой «наезд» на НТВ толковался как месть Кремля за разглашение нелицеприятных фактов.

В 94-м, когда практически одновременно начались первая чеченская война и первая опала и шестимесячная эмиграция Гусинского, НТВ попало под пресс спецслужб. Они прошли через жесткое давление из-за Чечни, через попытку возбудить уголовное дело против «Кукол», через многие другие тяжелые кризисы, вызванные желанием присмирить бунтарское телевидение.

Однако закрыть НТВ задачи не было. Ведь компания практически с самого начала была не только гусинской, но и кремлевской. По указу Ельцина, с января 1994-го НТВ получило вечернее время на четвертом (в то время образовательном) канале, а с ноября 1996-го — весь канал. Стоило Ельцину только пальцем шевельнуть — и отобрали бы лицензию, задушили бы экономически, нашли бы тридцать три способа их уничтожить.

1996 — 1999 гг. НТВ — за Ельцина!

Тяжелым испытанием стала вторая чеченская война. А было так: сначала требование акционера ужесточить нейтральную, объективистскую позицию, а потом, как обычно, договориться с властью. Разменять эту позицию на пролонгацию кредитов.

В то время популярность президента Бориса Ельцина стремительно падала. Делать репортажи о войне было проще и безопаснее, чем балансировать между российским олигархом и хворым президентом.



Борис Ельцин

Учитывая, что рейтинг Ельцина был близок к нулю, в Чечне шла война, а в Кремле — борьба фракций, для переизбрания президенту нужна была значительная помощь. Российские олигархи предложили поддержку и финансирование выборов 1996 года в обмен на акции самых ценных компаний страны.

Одним из олигархов был Гусинский. Он откомандировал тогдашнего президента НТВ Игоря Малашенко проводить избирательную кампанию Ельцина. Киселев временно отошел от принципов объективного освещения новостей и начал продвигать президента.

В «Итогах» рассказывалось о героической карьере Ельцина в политике. Его показывали в древнем Ярославле, обещающим нищим жителям города «отдать все и не взять ничего». Или в отреставрированном Храме Христа Спасителя, «разрушенном при коммунистах и восстановленном при Ельцине». А главного соперника Ельцина, коммуниста Геннадия Зюганова, представляли якшающимся с олигархами в Давосе или в VIP-залах международных аэропортов.

Многие достопамятные обращения Бориса Ельцина к народу сочинялись журналистами НТВ.

После победы Гусинскому предоставили постоянную волну и займы от государственного газового монополиста «Газпрома». Киселев был среди победителей, но оказалось, что перейдя грань, отделяющую журналиста от политика, вернуться обратно сложно.

«Настоящие ошибки совершались после выборов 1996, когда мы стали так дружны с ельцинской семьей, — говорит он. — Малашенко, вернувшийся на пост президента НТВ, мог свободно войти в любой кремлевский офис. Раз в две недели устраивались встречи на даче Ельцина, где были его дочь, зять и друзья, включая [олигарха] Романа Абрамовича. Так что когда мы и другие СМИ попытались дистанцироваться от Кремля, это восприняли как предательство».

Читать дальше…
  • 0

Комментарии (4)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.