СМИ - это бизнес или зачем олигархам пресса

Вот сказал Кремль олигарху: «Купи это СМИ, чтобы его уже, в конце концов, закрыть. И вообще, не нужны нам деньги, а лишь бы оно уже не вякало»…
Выше написанное — из разряда сказок про белого бычка. Ибо никто и «не вякает». СМИ — это в первую очередь бизнес. И во вторую очередь тоже.


Отрывки из беседы с Алексеем Волиным (президентом Издательского дома «Родионов») на радио «Свобода». Тема беседы: «Зачем олигархам пресса?»

Алексей Волин:

Под каждый бизнес, конечно, можно подвести крупную идеологическую составляющую, в том числе и под продажу картошки. Можно говорить, что мы страну от голода спасаем и обеспечиваем продовольственную независимость, но в конечном итоге человек, продающий картошку, занимается тем, что продает картошку для того, чтобы получить деньги. Так вот, человек, который издает средство массовой информации, он издает средство массовой информации для того, чтобы получить поступления от рекламы и деньги от продажи в розницу и от подписки. Никаких других задач при издании СМИ, в принципе, больше нет, если мы рассматриваем это как бизнес. Мы, надеюсь, все-таки медленно, но верно движемся в направлении того, что все больше и больше людей на рынке осознают средства массовой информации как один из способов зарабатывания денег.

Я могу сказать, почему мы не пишем, точнее, мало пишем на правозащитные темы, о правах человека в закрытых учреждениях, в тюрьмах, в психбольницах, в психоневрологических интернатах, о правах детей в детских домах… Есть два объяснения этому.

Объяснение первое: мы рассчитываем, в общем-то, на успешную, состоятельную аудиторию, у нас даже в журнале «Профиль» есть такой внутренний лозунг «Бедных просим не беспокоиться». Бизнес есть бизнес. И эта аудитория, в принципе, не хочет читать про неприятности, чернуху и прочее. Ей надо или что-то приятное, для развлечения, или что-то полезное — полезное с точки зрения бизнеса или понимания тех процессов, которые происходят, из чего она может сделать какие-то деловые выводы в своей жизни.

Второе, чернуха беспокоит рекламодателя, потому что очень многие рекламодатели не хотят это видеть, у них задача — чтобы их реклама производила приятное впечатление. Вот если у вас на одной стороне приятная какая-то реклама, на соседней полосе чернушная статья, вызывающая депрессивные ощущения, рекламодатель говорит: «Я не хочу рядом становиться. У меня ощущение от рекламы портится».

Поэтому, так как мы цинично зарабатываем деньги, проблемы сирых и убогих мы как-то обходим.

Елена Рыковцева, ведущая:

Интересно, что когда телевидение начинает свои выпуски новостей с плохой новости, то оно считает, что этой новостью привлечет ту же самую аудиторию, которая читает и ваш журнал. Такой вот разный подход к одной и той же аудитории…

Алексей Волин:

Нет, это разные аудитории для начала. Потому что телевидение рассчитано на всю аудиторию страны, а наш сегмент — деловых изданий — рассчитан прежде всего на верхушку среднего класса и выше. Поэтому мы для не совсем массовой аудитории.

Полную версию беседы можно найти по адресу archive.svoboda.org/programs/pr/2005/pr.061605.asp
  • 0

Комментарии (5)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.